Гений или безумец?

«Гамлет» - это одна из самых значительных трагедий Шекспира. Думаю, многие из вас знакомы с этим произведением, или, по крайней мере, слышали о нем. Это произведение воплощает жизнь во всей ее противоречивой сложности. В основу произведения положена сага о датском принце Амлете, жившем в VIII веке. Предание о нем впервые было записано летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века. В соответствии с легендой Амлет воспринимался как справедливый мститель, который должен покарать убийцу отца. Шекспир меняет традиционную трактовку, придавая пьесе филоовское звучание. Перед нами уже не трагедия кровной мести, а трагедия познания человеком зла. В истории шекспировского Гамлета главное не во внешних событиях, а в том, что происходит в сознании и душе героя.

Гамлет воспитан идеалами эпохи Возрождения, он верит в торжество справедливости и красоты на земле. Он привык думать, что для человека естественно стремиться к совершенству и разумно распоряжаться своей волей. Герой прославляет ум, храбрость, мужество отдельной личности. Но все идеалы Гамлета рушатся, когда он узнает о том, что происходит при датском дворе. Он признается, что утратил былую веселость, забросил привычные занятия. Земля кажется ему пустынным местом, воздух – «мутным и чумным скоплением паров», Дания – тюрьмой. Потрясения, пережитые принцем, пошатнули его веру в человека. С другой стороны, он повторяет мысли гуманистов о человеке как «венце всего сущего», но с другой – называет его «квинтэссенцией праха». Беды, перед лицом которых оказался герой, заставили его по-новому посмотреть на мир. Гамлет возлагает на себя более сложную задачу, чем просто отомстить за смерть отца, - восстановить гармонию в мире, вернуть гуманистические идеалы:

Век расшатался – и скверней всего,

Что я рожден восстановить его.

Герой понимает, что причина зла не в одном Клавдии, весь мир подвержен порче. Отомстив новому королю, Гамлет решил бы только частную задачу, но он стремится найти способ уничтожить зло вообще. Как мститель, он легко мог исполнить свою роль, но, будучи мыслителем и человеком возрожденческой эпохи, он не может ограничиться кровавым убийством как средством восстановления справедливости. Читая пьесу, вы могли подумать, что Гамлет сумасшедший. Но не спешите выносить столь строгий вердикт. Шекспир, в отличие от средневековых представлений, считал безумие не священным состоянием, а состоянием, воспитанным внешними обстоятельствами. Маска безумца дает Гамлету право говорить то, что он думает, и разоблачать нравы людей. Безумие становится синонимом инакомыслия. Другое отношение вызывает безумие Офелии. Оно подлинно, так как является результатом потрясений, и гениально изображено Шекспиром.

Смерть царит в произведении от начала до конца. Убит король, Полоний, погибает Офелия, едут на смерть Розенкранц и Гильденстерн, умирает королева, Клавдий, Лаэрт и, наконец, Шекспир убивает самого Гамлета, когда еще не все вопросы разрешены. Гамлет покарал преступников, но воспользовался их же приемами: притворялся, хитрил, обманывал, стал виновником смерти нескольких людей. Преследую зло, он невольно приумножал его. Это делает конфликт неразрешимым.

Гамлет был гением, гением, которого жизнь заставила надеть маску безумца, гением, которого погубил наш жестокий мир.

Говоря о пьесе в целом, я хотела бы сказать, что ее не всем удается понять с первого раза, поэтому многим она не нравится. Действительно, произведение сложное и его лучше смотреть, нежели читать.  Сейчас наш театр обладает практически неограниченными возможностями, поэтому, если у вас есть возможность, сходите в театр и посмотрите эту великую трагедию. Уверена, вы не пожалеете.

 

                                                                            С вами была Пенелопа Кристалл. Всего доброго.